Неблагодарное это дело, описывать свои впечатления о спектакле людям, которые посмотреть этот спектакль уже не смогут. Спектакль Гоголь-центра «Человек без имени» режиссера Кирилла Серебренникова с Никитой Кукушкиным в главной роли был сыгран на сцене театра «Гешер» в рамках фестиваля Jaffa Fest 5и 6 июля. Но, может быть, они еще вернутся к нам и подарят шанс незабываемой встречи. Все случается!
А пока хочется, все же, поговорить о нем. О спектакле. Ибо он необычный, нестандартный, странный и завораживающий. И рассказать-то его, — не расскажешь. Думаю, что слова, которыми попытаешься описать то, что происходило на сцене, покажутся вырубленными топором, такими пресными, грубоватыми, неказистыми, не имеющими ничего общего с тем, что мы видели и слышали.
Серебренников назвал спектакль «коллективным сочинением», так как в постановке «Человека без имени» приняли участие актер и исполнитель главной роли Никита Кукушкин, композитор Петр Айду, сценограф Александр Барменков.
В основе спектакля – пьеса драматурга Валерия Печейкина, написанная по произведениям писателя Владимира Одоевского.
И, знаете, что странно. В начале спектакля я возмущенно думала, ну и угораздило же прийти(. После спектакля я вышла с непонятным ощущением, которое даже не могла толком определить, понравилось ли мне это действо или нет. Но чем дальше, тем больше я ощущала, что, в принципе, спектакль закончился на сцене, но при мне он остался. Хороший, плохой – неважно. Он – при мне. К нему даже не подходят эти мерки: плохой, хороший. Он — сам по себе.
С нервным, орущим, скачущим, летающим Кукушкиным, который способен, стоя на руках в акробатической позе, громко читать текст пьесы. Да, это спектакль одного актера (более того, без антракта), и Никита Кукушкин отыгрывает его так, что кажется, что его одного и достаточно. Кукушкин кричит, плачет, смеется, демонстрирует гимнастические способности, играет на пианино и летает на тросах над сценой и первыми рядами зала. Никита так старается, что пот с его лица не перестает течь рекой: повисшее в зале напряжение складывается из сильного образа актера и его проникновенных речей. Один актер в течение 2 часов удерживает внимание битком набитого зрительного зала.
И все прислушиваются, боясь пропустить слово. И всматриваются в лицо, передающее такую уйму эмоций.
Сцену описать тоже сложно. По периметру расставлены одинаковые черные пианино. Они символизируют вибрации, которые еле уловимы в обществе, которые отображают его настроение и волнения, они всячески подвергаются насилию со стороны главного героя. Кукушкин ползает, прыгает по крышкам, совершает акробатические трюки, стоя на лакированной поверхности. В течение спектакля музыкальные инструменты ломаются, показывают свои внутренности и даже летают.
Для спектакля Петр Айду создал Пангармонику, которая как раз и состоит из нескольких разобранных пианино.
Запутавшийся в линиях метро герой Кукушкина медленно превращается в человека без времени, без определенного характера, в человека без имени.
Мы видим и мальчика из сказки Одоевского «Городок в табакерке», и Бетховена из его новеллы «Последний квартет Бетховена»… . Многогранная личность Одоевского становится смысловым, сюжетным центром постановки.
Широкому кругу читателей Одоевский известен как автор сказки «Городок в табакерке», но своим современникам писатель был известен и как философ, мистик, изобретатель, музыковед, алхимик и кулинар.
По словам Кирилла Серебрянникова, «Одоевский был визионером и в чем-то пророком: многие идеи, которые воплощены сегодня, были высказаны им почти 200 лет назад».
Весь спектакль эмоции главного героя, уподобляясь вибрациям музыки, скачут, меняют характер и ритм. Человек без имени существует на грани адекватности и периодического погружения в бред. Безумства персонажа сменяются меланхоличностью, человек без имени — это душа, которая летит сквозь прошлое и настоящее, в конце концов отправляясь туда, куда ей суждено попасть.
Фотографии Деда Саша Если вы пройдете по ссылке, то увидите еще больше прекрасных фотографий со спектакля.