Человек без имени


Неблагодарное это дело, описывать свои впечатления о спектакле людям, которые посмотреть этот спектакль уже не смогут. Спектакль Гоголь-центра «Человек без имени» режиссера Кирилла Серебренникова с Никитой Кукушкиным в главной роли был сыгран на сцене театра «Гешер» в рамках фестиваля Jaffa Fest 5и 6 июля. Но, может быть, они еще вернутся к нам и подарят шанс незабываемой встречи. Все случается!

А пока хочется, все же, поговорить о нем. О спектакле. Ибо он необычный, нестандартный, странный и завораживающий. И рассказать-то его, — не расскажешь. Думаю, что слова, которыми попытаешься описать то, что происходило на сцене, покажутся вырубленными топором, такими пресными, грубоватыми, неказистыми, не имеющими ничего общего с тем, что мы видели и слышали.

Серебренников назвал спектакль «коллективным сочинением», так как в постановке «Человека без имени» приняли участие актер и исполнитель главной роли Никита Кукушкин, композитор Петр Айду, сценограф Александр Барменков.

В основе спектакля – пьеса драматурга Валерия Печейкина, написанная по произведениям писателя Владимира Одоевского.

Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки

И, знаете, что странно. В начале спектакля я возмущенно думала, ну и угораздило же прийти(. После спектакля я вышла с непонятным ощущением, которое даже не могла толком определить, понравилось ли мне это действо или нет. Но чем дальше, тем больше я ощущала, что, в принципе, спектакль закончился на сцене, но при мне он остался. Хороший, плохой – неважно. Он – при мне. К нему даже не подходят эти мерки: плохой, хороший. Он — сам по себе.

С нервным, орущим, скачущим, летающим Кукушкиным, который способен, стоя на руках в акробатической позе, громко читать текст пьесы. Да, это спектакль одного актера (более того, без антракта), и Никита Кукушкин отыгрывает его так, что кажется, что его одного и достаточно. Кукушкин кричит, плачет, смеется, демонстрирует гимнастические способности, играет на пианино и летает на тросах над сценой и первыми рядами зала. Никита так старается, что пот с его лица не перестает течь рекой: повисшее в зале напряжение складывается из сильного образа актера и его проникновенных речей. Один актер в течение 2 часов удерживает внимание битком набитого зрительного зала.

И все прислушиваются, боясь пропустить слово. И всматриваются в лицо, передающее такую уйму эмоций.

Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки
Введите описание картинки

Сцену описать тоже сложно. По периметру расставлены одинаковые черные пианино. Они символизируют вибрации, которые еле уловимы в обществе, которые отображают его настроение и волнения, они всячески подвергаются насилию со стороны главного героя. Кукушкин ползает, прыгает по крышкам, совершает акробатические трюки, стоя на лакированной поверхности. В течение спектакля музыкальные инструменты ломаются, показывают свои внутренности и даже летают.

Для спектакля Петр Айду создал Пангармонику, которая как раз и состоит из нескольких разобранных пианино.

Запутавшийся в линиях метро герой Кукушкина медленно превращается в человека без времени, без определенного характера, в человека без имени.

Мы видим и мальчика из сказки Одоевского «Городок в табакерке», и Бетховена из его новеллы «Последний квартет Бетховена»… . Многогранная личность Одоевского становится смысловым, сюжетным центром постановки.

Широкому кругу читателей Одоевский известен как автор сказки «Городок в табакерке», но своим современникам писатель был известен и как философ, мистик, изобретатель, музыковед, алхимик и кулинар.

По словам Кирилла Серебрянникова, «Одоевский был визионером и в чем-то пророком: многие идеи, которые воплощены сегодня, были высказаны им почти 200 лет назад».

Введите описание картинки

Весь спектакль эмоции главного героя, уподобляясь вибрациям музыки, скачут, меняют характер и ритм. Человек без имени существует на грани адекватности и периодического погружения в бред. Безумства персонажа сменяются меланхоличностью, человек без имени — это душа, которая летит сквозь прошлое и настоящее, в конце концов отправляясь туда, куда ей суждено попасть.

Фотографии Деда Саша Если вы пройдете по ссылке, то увидите еще больше прекрасных фотографий со спектакля.

Оставьте комментарий